Главная » Статьи » Живой подводный мир |
Тистельгорм, В конце сентября 41-го на входе в Суэцком канале (Красное море) столкнулись два судна и временно его заблокировали. Поэтому военный транспорт "Thistlegorm" со своим конвоем получил приказ стать в проливе на якорную стоянку и ждать. Ждать пришлось две недели. Тистельгорм был спущен на воду в 1940 году, имел в длину 126,5 метра, 17,5 метров в ширину, водоизмещение 9000 тонн, развивал скорость до 10,5 узлов за счет парового двигателя. "Тистельгорм" вез снабжение 8-й английской армии из Глазго в Александрию. Путь через Средиземное море был, конечно, короче, но там хозяйничала немецкая и итальянская авиация и был выбран более долгий, но, казалось бы, более безопасный обходной маршрут вокруг Африки и через Суэцкий канал. "Тистельгорм" был загружен амуницией, бомбами различного калибра, противотанковыми минами, грузовиками, мотоциклами, запасными частями для самолетов, полевыми генераторами, винтовками и снарядами, вез несколько гусеничных транспортеров и даже два паровоза с угольными тендерами и цистернами для воды. Базировавшиеся на Крите немецкие самолеты (Heinkel He 111) все-таки обнаружили, правда случайно, стоящий на якоре "Thistlegorm" и среди ночи в свете полной луны, зайдя с кормы на малой высоте атаковали его. Две авиабомбы угодили в 4-й трюм, в котором в результате начавшегося пожара через 10 минут рванула часть перевозимых боеприпасов. Взрыв был такой силы, что судно разорвало на две половины. 126-тонные паровозы, хоть и были закреплены на палубе, взлетели в воздух и упали на дно в 30 метрах от корабля, который также быстро затонул на ровном киле в 1.30 ночи с 5 на 6 октября 1941 года. Команда и капитан были подобраны находящимся поблизости конвойным крейсером "Carlisle", но 9 человек в результате той атаки все же погибли, в том числе и артиллеристы установленных на кормовой площадке орудий, которые так и не успели сделать ни одного выстрела. В 1955 году Жак Кусто (Jacques Cousteau) во время своей экспедиции на легендарном Калипсо (Calypso) обнаружил затонувший "Тистельгорм", о чем опубликовал статью в журнале National Geographic в феврале 1956 года. Однако он сохранил в секрете местоположение судна и в итоге оно было забыто еще почти на 40 лет, пока его не обнаружил вновь в 1992 году израильский шкипер. В наши дни затонувший "Тистельгорм" - наиболее посещаемый рэк в Красном Море. Оторванная взрывом кормовая часть "Тистельгорма" лежит на левом борту под углом 45 градусов. Четырехлопастный гребной винт врезался в песчаное дно на глубине 30 метров. На верхней кормовой площадке, сейчас это 25-и метровая глубина, установлены два орудия - 4-дюймовая (102 мм) пушка для борьбы с всплывшими подлодками и ближе к носовой части 3-дюймовая (76 мм) анти-авиационная пушка с скорострельностью всего 20 выстрелов в минуту. Это устаревшее вооружение, использовавшееся еще во времена Первой Мировой Войны, на момент атаки оказалось уже давно неисправным. В свое время, после неудачной попытки его испытаний, Морское командование вообще запретило его использовать. На месте трюма №4, где разорвались авиабомбы и рванули боеприпасы, нет ни бортов, ни днища судна - морское дно усеяно остатками амуниции, ящиками с неразорвавшимися снарядами, искореженными останками пяти английских гусеничных транспортеров и трейлеров. Из обеих частей "Тистельгорма" торчат половины разорванного по фланцевому соединению гребного вала. Передняя часть судна стоит на ровном киле, и, проплыв над отверстием дымовой трубы и угольным трюмом, добираемся до рулевой рубки с каютой капитана. Перед рубкой в палубе зияет огромное прямоугольное отверстие трюма №2. Именно этот трюм наиболее плотно забит аккуратно запаркованными грузовиками, трейлерами, джипами, мотоциклами. Когда в порту производилась загрузка всей этой техники в трюм, использовались две подъемные стрелы, лежащие сейчас поверх отверстия трюма. Лебедки стрел по-прежнему видны у их основания. На палубе вдоль бортов слева и справа от второго трюма стоят два железнодорожных тендера (вагона) для перевозки запаса угля за паровозами. Две сплющенные давлением глубины железнодорожные цистерны для воды таким же образом расположены вдоль бортов ближе к носовой части судна у трюма №1. В пустыне паровоз водой заправить сложно, да еще в условиях войны, поэтому приходилось возить воду с собой. Сами паровозы (Stanier 8F) были прежде установлены, по-видимому, рядом с четвертым трюмом, но их разметало взрывом и сейчас они лежат на дне в 30-и метрах слева и справа от корабля. От левого паровоза уцелела лишь передняя часть бойлера и две пары колес. Параван - подводный аппарат, предназначенный для защиты корабля от якорных контактных мин. Придумали его авиационные инженеры - нечто вроде подводного буксируемого планера. Появился в 1-ю Мировую Войну во флотах различных государств, применялся и во 2-й Мировой Войне. Представляет собой металлический корпус обтекаемой формы, снабженный отводящим крылом, прибором глубины, рулевым устройством и резаком. Стальные тросы, буксирующие параваны, укрепляются с обоих бортов в подводной части судна у форштевня. При движении судна под действием встречного потока воды параваны отходят от бортов, создавая натяжение на буксировочные троса с силой до нескольких тонн. При встрече с минрепом мины (тросом, соединяющим её с якорем) её якорь отрывается от грунта и минреп скользит по тросу паравана до расположенного не нем резака. После перерезания минрепа якорь мины падает на грунт, а подсеченная мина, отведённая от борта корабля на расстояние до 30 м, всплывает на поверхность, где может быть легко расстреляна. Вообще-то по международным правилам морские мины должны автоматически деактивироваться при обрыве минрепа, но происходит это далеко не всегда. На носовой палубе прекрасно сохранились якорные лебедки с большими шестернями и толстыми цепями. Левый якорь "Тистельгома" висит на своем месте у носа судна, а правая якорная цепь протянулась по дну почти на 100 метров. Правый якорь так и остался не поднятым навсегда. «Тистельгорм» по праву занимает вторую строчку в мировом рейтинге затонувших объектов.
| |
Категория: Живой подводный мир | Добавил: nyusha (02.02.2010) | |
Просмотров: 1329 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/2 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |