Затонувшие корабли (wreck) и Острова Братья
AIDA
Местоположение: Brother Islands
Тип: пароход
Год постройки: 1911
Тоннаж: 1428 BRT
Затонул: 1957
GPS-данные: N26=20,000 / E34=50,000
Максимальная глубина: 60 м.
Корабль Aida был спущен на воду во Франции в 1911 году. Его тоннаж составлял 1428 BTR, а 3-цилиндровый мотор двигал его с максимальной скоростью до 9 узлов. Длина судна была равна 75,10 м, а ширина достигала до 9,70 м.
Изначально корабль должен был служить для нужд управлений египетскими портами, хотя позднее его стали использовать управления обслуживания портов.
Крушение AIDA
К северо-восточной стороне Big Brother Island, где египетские солдаты проходили двухмесячную службу, корабль должен был доставить пресную воду, продукты питания и некоторое другое. 15 сентября 1957 года капитан корабля Aida решает выйти в море несмотря на сильный шторм и отговоры коллег. После нескольких попыток закрепиться у Big Brother корабль наталкивается на риф и тонет. Высланный на помощь корабль спасает команду Aida ещё до погружения судна в пучину моря и высаживает её на берег Big Brother.
Погружение на AIDA
Погружение на этот затонувший объект станет отличным опытом для любого дайвера. Вы сможете удивиться положению затонувшего судна, стоящего у края рифа, как-будто на приколе в порту. В трюмах корабля не было найдено груза, что заставляет предполагать его нахождение глубоко в пучине моря. Самая высокая точка корабля находится на глубине 25 м, а самая низкая достигает отметки 57 м. Судно поросло кораллами, что не портит его хорошего общего состояния.
Более 40 лет корабль охраняет окрестности рифа, постепенно сливаясь с ним в единое целое. Его стены поросли кораллами различных видов. Эти коралловые формирования поражают своим многообразием красок, играющих в лучах солнечного света. Животный мир Aida составляют типичные обитатели Красного моря. Из крупных его представителей можно назвать тунцов.
Ранее деревянные "внутренности" AIDA почти полностью разрушены, хотя посещение различных кают корабля оставит неизгладимое впечатление. У внешней стороны судна преобладают сильные течения, что позволяет совершать погружения на этот затонувший объект только опытным дайверам !
У корабля AIDA не повреждена ни одна его внешняя часть, даже винт судна находится на положенном месте, который можно осмотреть на глубине 56-58 м.
Сафари по этому маршруту устраиваются только для опытных дайверов. "Острова Братья" - это вершины двух подводных гор, поднимающихся с глубины 300 метров. Они являются практически единственными рифами в этом районе моря, поэтому здесь всегда много рыбы и, как следствие, морских хищников - акул. Два затонувших корабля покоятся у северо-западной стены Big Brother ("Большой брат"). Их останки скрываются в густых коралловых зарослях - впечатляющее зрелище.
"Numidia”(затонул в 1901 году). 'Нумидия' была британским грузовым судном, построенным в Глазго в 1901 Компанией Хендерсона, которая управляла ею при содействии Линии Якорной Транспортной компании.
При 6399 тоннах и 140 метров длины, она была большим судном, приводимым в действие тройным двигателем парового расширения с 3 цилиндрами. Это давало ей максимальную скорость 10 узлов. 28-ого февраля 1901 Нумидия покинула ее порт приписки и отправилась в ее первое плавание для беспрецедентной поездки возвращения в Калькутту. Это должно было быть ее единственным успешно законченным рейсом.
Построенный: 1901 (Глазго, Шотландия)
Затонул: 1901
Длина судна: 140 м. (460 футов)
Местоположение: Остров Большого брата, Египет.
Диапазон глубины: 10 м. к 72 м.
Заключительный Рейс 6-ого июля 1901, она начала из Ливерпуля, на борту находился общий груз 7 000 тонн и команда 97, под началом г. Джона Крэйга, пункт назначения - Калькутта. Ранним утром 19 июля она прошла Суэц, минула Остров Shadwan тем же вечером около 19:00. Как раз перед рассветом следующего дня, Остров Большой брат был увиден с борта. Капитан поменял курс, думая, что он направит судно более чем на одна миля на запад от Острова. Приблизительно 2:10 am судно лежало на мели на Острове Больших братьев – к северу от Маяка! После двух часов попытки выйти из скал были остановлены двигатели. К этому времени судно набрало значительную воду, и ситуация ухудшалась - хотя насосы справлялись. К тому же море начинало штормить. В 7:30 am Судно Рхипенс вышло в ответ сигнала бедствия Нумидии, сопровождаемое другими судами в попытке ее спасти. Команда оставила судно и хотя другие суда прибыли, чтобы попробовать и помочь пустить в ход Нумидию, она застряла безнадежно. В течение следующих 7 недель большая часть груза была удалена, Джон Крэйг, контролировал операцию прежде, чем Нумидия наконец затонула.
Нумидия охвачена сильными ежедневными течениями, привлекая большие стаи рыбы. Огромный Наполеон (wrasse) патрулирует затонувшее судно.
Судно находится на очень крутом наклоне на северном плато Большого брата, начинается в 10 метрах и резко уходя вниз до глубин, вне досягаемости рекреационного дайвинга, ее киль, зарывшийся глубоко в скалистый выступ, препятствует ее скольжению в глубины ниже. Сильные потоки часто охватывают Нумидию, но всегда есть убежище в пределах рэка, чтобы наблюдать патрулирующих риф серых и молотоголовых акул. Неповрежденный корпус предлагает защиту от потоков, и можно войти в сходные трапы со стороны правого борта, украшенные мягкими кораллами. Открытая палуба впереди отмечает безопасный предел глубины погружения, хотя она все еще держится, но идти ниже палубы небезопасно. Мягкие кораллы покрывают шлюпбалки спасательной шлюпки и вертикальные поддержки. В этом пункте (40 метров) начинается путь возвращения на поверхность; можно войти в машинное отделение и увидеть синий свет, проникающий в окна, освещая неповрежденное и захватывающее его пространство. Паровые цилиндры, клонящиеся когда-то вверх, как будто все еще ведут судно к берегу! Лестница идет вниз в ее более низкое машинное отделение, ступеньки все еще на месте и двери ведут в нескольких направлениях, некоторые, возвращаясь к другим сходным трапам, к жилым помещениям и в конечном счете к мостику. В самом глубоком пункте машинного отделения дверной проем, учитывающий легкий выход наверх, камбуз... Там все еще сохранились горшок и кастрюли! Большинство деревянных полов долго ели морские черви, и теперь отверстия пропускают больше света в интерьер, поскольку путь продолжается вверх, через порт труб в 20 метрах и назад в блестящий солнечный свет, который создает удивительный контраст по отношению к мраку машинного отделения. Цветом и формированиями мягких кораллов Нумидия не конкурировала бы больше ни с чем в Красном море, если бы не соседняя Aida. В 10 метрах рэк заканчивается прогонами, рассыпанными на всем протяжении рифа, приводящего к наборам железнодорожных тележек, купающихся в солнечном свете - необычное зрелище!
Можно посетить действующий маяк на острове Big Brother, обеспечивающий судоходство в этом районе Красного моря. Он был построен англичанами в 19 веке. Само здание маяка и прочие постройки сохранились до наших дней, заменено только оборудование на более современное. "Меньший брат" (Little или Small Brother) расположен примерно в километре от своего "большего брата". Его стены сплошь покрыты ковром мягких кораллов, гигантских горгоний, высотой до 3 м, губок и зарослями черного коралла. Здесь часто встречаются рифовые акулы, белоперые акулы, а так же акула-молот и даже рыба-луна.
Carnatic
Местоположение: риф Абу-Нухас.
Глубина: 15-27 м.
Длина корабля: 89 м.
Водоизмещение: 1.776 т.
Построен в 1862 г.
Затонул 13 сентября 1869 г.
В 1 час ночи 13 сентября 1869 г. появилось сообщение, что пароход Carnatic под командованием капитана П.Б.Джонса налетел на рифы лишь несколько часов спустя после прохождения Суэцкого канала на пути в Бомбей. На борту Carnatic было более 230 пассажиров и членов экипажа. Корабль перевозил консигнационную партию монет ценностью более 40 тысяч фунтов стерлингов, а также вино и Лондонскую содовую воду.
Путешествие началось удачно. Погода была хорошей, море - спокойным. И, возможно, все так бы и продолжалось, если бы не небольшая навигационная ошибка, из-за которой судно село на мель. Фактически, именно хорошая погода превратила эту историю в трагедию. На рассвете стало ясно, что судно прочно сидит на рифе, а море спокойно. Было принято решение, оказавшееся фатальным для пассажиров и членов экипажа, - провести на борту корабля вторую ночь. Работы по организации эвакуации разворачивались неспешно.
В 10.50 вечера корабль неожиданно раскололся на две части. В смятении 27 пассажиров и членов экипажа были снесены обломками и утонули. Выжившие сумели перетащить корабельные лодки через риф. Поджигая кипы хлопка, паля из ракет, они смогли привлечь внимание другого корабля - Суматры, который и принял их на борт.
Carnatic, водоизмещением 1776 тонн и длиной 90 м, оставался неподвижным на коралловом склоне. Его передняя фок-нок-рея поднималась над поверхностью воды. Когда информации достигла Ллойда, было принято решение организоватьть спасательную экспедицию под командой капитана Генри Д. Гранта. В состав экспедиции входили 2 водолаза. В этом и состоит символическое значение Carnatic для современных аквалангистов: именно на этом судне была проведена одна из первых успешных спасательных операций с использованием новой технологии откачивания воздуха и погружений в шлеме.
Более века назад погружение на затонувшее судно было трудным и опасным. В конце концов, один из водолазов, Стивен Сэффери, сумел достичь почтовой комнаты, где хранился груз золота. 25 октября 1869 г. первый сундук с золотом был поднят на поверхность. Всего было поднято 32 тысячи фунтов стерлингов. Возникает логичный вопрос: а как же остальные 8 тысяч? Возможно, они и до сих пор находятся среди обломков Carnatic! На протяжении нескольких месяцев Carnatic оставался на своем месте, на рифе, посещаемый лишь местными бедуинами, которые тащили все, что им позволяла достать техника свободного погружения. Но в марте 1870 г. поврежденный пароход соскользнул на морское дно. Скользя по дну, Carnatic раскололся на три части.
Самая впечатляющая - корма с высоким полуютом и характерно большим винтом, наполовину ушедшим в грунт. Судно в значительной степени подверглось соляной коррозии. Угол, образованный кормой и песчаным дном, вместе с рифом на заднем плане и живописными рыбками на переднем, представляют замечательную композицию для фотосъемки. Отсюда лучше всего двигаться в сторону кормовой палубы и, через остатки палубы, к машинному отделению, в котором находится огромный котел, а также части сдвоенного двигателя. Неподалеку расположилась носовая часть, которая также доступна для исследования. Исследуя носовую часть, дайверы получают возможность рассмотреть прямоугольные амбразуры пассажирских кают, а также кольцо крепления бушприта...
Chrisoula K
Местоположение: риф Абу Нухас.
Видимость: Хорошая.
Длина: 106 м.
Грузоподъёмность: 3700 т.
Затонул: 30 октября 1981 г.
Максимальная глубина: 25 м.
Минимальная глубина: 18 м.
Chrisoula K. был спущен на воду в 1954 году под названием Dora Oldendorff в Любеке (Германия). Корабль был назван по имени дочери владельца пароходной компании. Грузовое судно длиной 101 м, шириной 15 м и тоннажом 3807 BRT двигал мотор 2 х MAN Diesel - 2.700 PS с максимальной скоростью до 13,5 узлов.
После смены нескольких владельцев корабль был куплен пароходной компанией Clarion Marine, где он получил своё новое название Chrisoula K.. Под этим именем судно потерпело крушение 30.08.1981 года, столкнувшись с итальянским грузовым судном у близлежащего к Abu Nuhas рифа. Крушение произошло из-за ошибки в расчётах капитана, что привело к столкновению кораблей нос в нос.
Сегодня корабль находится на оптимальной для дайверов глубине между 5 и 25 м. Его корпус немного наклонён, а середина судна повреждена из-за вздутия.
К Highlights этого затонувшего объекта относится грузовой отсек корабля, где до сих пор можно найти всё содержание его груза. Ещё одной особенностью корабля является его винт диаметром 4 м, недалеко от которого можно увидеть туалетную раковину на песчаном дне моря.
Погружения во внутренние части корабля тоже заслуживают внимания дайверов. На камбузе можно увидеть открытую электрическую плиту, в каютах найти ванные комнаты со всеми их составляющими, а в мастерской машинного отделения потренироваться в опознании различных инструментов, находящихся в шкафах и разбросанных на полу.
Стоит также отметить, что видимость здесь практически идеальная. Постоянное переменное течение усносит прочь взвесь и планктон, поэтому для любителей подводной фотосъёмки это поистине находка!
Совет: некоторые внутренние отсеки корабля достаточно узки, а некоторые просто завалены различным хламом, что требует определённой сноровки при продвижении из каюты в каюту. По этой причине лучше всего отказаться от посещения "сердца" корабля, если вы не чувствуете себя достаточно уверенными. Abu Nuhas часто называют кладбищем кораблей. Его название переводится как "риф медного цвета", которое он получил во время крушения корабля Carnatic в середине 19 века. Груз Carnatic составлял не только большое количество бутылок с вином, но и медные пластины, что и послужило поводом для названия этого рифа. Здесь покоятся 7 различных кораблей, 3 из которых почти разрушены. Остальные же 4 судна - Kimon M., Chrisoula K., Carnatic, Giannis D. - поражают своим хорошим состоянием.
Dunraven
Местоположение: на юге Шааб Махмуда (Sha'ab Mahmoud), у скалы Beacon Rock в 6,9 милях к западу от Рас Мохаммеда.
Доступ: Два часа в пути мимо заповедника Рас Мохаммед (Ras Mohammed).
Средняя глубина: 23 m.
Максимальная глубина: 30 m.
Это небольшой, но очень красивый риф, с маленьким маяком.
В 1876 году именно на этом месте потерпел крушение Британский торговый пароход "Данрейвен", направлявшийся в Бомбей. В этой местности часты сильные морские волнения, но на месте риф частично защищает от волн. "Данрейвен" был построен в 1873 году в Ньюкастле. Он считался судном нового типа и мог идти как под парусом, так и на паровой тяге. Относительно большое для своего времени, оно имело водоизмещение 1613 GRT и двухцилиндровый инверторный двигатель, работающий на угле, построенный также в Ньюкасле - Messrs Humphrys and Tennant. Благодаря этому двигателю, Данрэйвен мог развивать скорость до 8 узлов. Длина судна составляла 79,6 метров, ширина - 9,8, высота надстройки - 7,3 метра.
В январе 1876 года 27-летний капитан Эдвард Ричардс Кэйр привел Данрэйвен под погрузку в Ливерпуль. Это был обычный груз: древесина и сталь для индийских предприятий тяжелой промышленности. Рейс Ливерпуль - Бомбей прошел без происшествий, и в конце марта судно готовилось к возвращению. 6 апреля 1876 года Данрэйвен покинул Бомбей, загруженный, как позже сообщалось, "разным ценным грузом", которым оказался хлопок и шерсть.
Без проблем был пересечен Индийский океан, после чего была сделана остановка в Адене для загрузки углем, затем судно должно было пройти через Красное море к Суэцкому каналу. 24 апреля в бортовом журнале была сделана запись: "Погода хорошая и ясная, легкий ветер, море спокойное. Парус не устанавливался. Судно следует на полном ходу со скроростью 6 морских узлов."
На следующий день в 1 час ночи второй помощник увидел землю прямо по курсу, и принял ее за остров Шадван (Shadwan Island). 50 минут спустя он заметил маяк, предположив, что это маяк Ashrafi (Ashrafi Light) в проливах Гобал (The Straits of Gobal).
Капитан судна все это время был на мостике и не сомневался в точности наблюдений. Помощник описал это как "яркий неподвижный источник света, вероятно, маяк". Любопытно, что капитан также видел маяк, а вот рулевой - нет.
В 2.15 утра капитан Кэйр отправился вздремнуть, приказав разбудить его через час, но в 2.40 маяк был внезапно утерян из виду, как будто исчез. Показания второго помощника были очень путаными. Так, он говорил, что позвал капитана, как только потерял из виду маяк, хотя впоследствии утверждал, что капитан был разбужен только в половине четвертого утра, тем самым приказ был нарушен.
Когда капитан Кэйр прибыл на мостик (примерно в 3.40), то суша была видна уже в 6 или 7 милях по правому борту. Он немедленно взял курс на 2 градуса правее, то есть к суше, что показалось исследователям очень странным. 10 минут спустя впередсмотрящий увидел большой темный объект прямо по курсу и решил, что это навигационный бакен, о чем и сообщил на мостик, однако ответа не получил.
В то же время второй помощник также увидел что-то в воде, скорее всего, другое судно, о чем доложил капитану. Кэйр немедленно дал приказ "стоп-машина", но прежде, чем команда успела хоть что-то понять, Данрэйвен ударился о скалу, пробив передние отсеки.
Немедленно были запущены насосы для откачки воды, но безуспешно. В 7 утра вода начала затапливать машинное отделение, возник пожар, уничтоживший весь груз. К полудню верхняя палуба по правому борту начала погружаться, и капитан приказал покинуть судно. Команда оставалась рядом с обреченным судном до 16 часов, когда арабский корабль Dhow подобрал бедствующих. Только тогда капитан Данрэйвена узнал, что на самом деле находится в южной оконечности полуострова Синай, а его корабль напоролся на риф Шааб Махмуд (Sha'ab Mahmud).
В 17.00 Данрэйвен полностью ушел под воду на глубину 27 метров. В течение трех дней Dhow стоял на якоре у места бедствия, пока капитана Кэйра и его команду не взяло на борт судно Arabia, доставившее их в Суэц. Впоследствии суд установил, что Данрэйвен утонул из-за халатности капитана.
В разных источниках приводятся разные версии того, кто же первый погрузился на Данрэйвен. По одной из версий, в 1977 году израильский (немецкий? арабский?) геолог Аир Келлер, проводя исследования для нефтяной компании, случайно обнаружил останки неизвестного судна в проливе между Синаем и Египтом. Он немедленно проинформировал о находке руководителя местного дайв-центра Ховарда Розенштейна, который с группой германских аквалангистов первым обследовал неизвестный корабль. Выяснилось, что это было одновременно парусное судно и пароход. На протяжении года проводились исследования поднятых со дна предметов, и только в ноябре 1978 года удалось прочитать его название - "Данрэйвен", написанное голубой краской в центре фарфоровой тарелки с места аварии.
Данрэйвен лежит на дне почти полностью вверх дном, левым бортом прилегая к рифу. Нос корабля находится на глубине 17 метров - это самая неглубокая часть дайва, а корма - на дне, на глубине в 30 метров.
Аквалангисты заходят в воду практически у самого рифа Бейкон Рок (Bacon Rock). При хорошей прозрачности воды очертания корабля, лежащего на морском дне вверх дном, можно увидеть уже с поверхности. Затем дайверы опускаются на 28 метров и подходят к корме, где осматривают огромные винты и руль, поросшие мягкими кораллами. В правом борту имеется сквозное отверстие, через которое дайверы попадают внутрь.
Внутри судна темно, необходимо иметь мощные фонари. Двигаясь в направлении носа корабля, можно увидеть веревки из кокосового волокна и тюки хлопка, которые были частью груза. Среди обломков судна обитают окуни, достигающие веса 50 килограмм, встречается рыба-крокодил, морская черепаха, а также некоторые ядовитые обитатели: рыба-лев и скорпеновые.
В средней части судна находится машинное отделение. Вокруг котлов плавают тысячи стеклянных рыбок, вид, представители которого предпочитают темноту, поэтому лениво висят в стороне, позволяя проплыть дайверам. Два котла стоят бок о бок, но несмотря на то, что они занимают довольно большое пространство, между котлами и правым бортом имеется достаточно широкий проход, чтобы проплыть по нему гуськом к корме. С другой стороны котлов расположены сигнальные трубы и клапаны, а за ними - непосредственно двигатель с большими шатунами, которые пока еще на месте. Отсюда открывается захватывающий дух вид на корму. Здесь большое пустое место, хорошо освещенное естественным светом, проникающим через ряд иллюминаторов на правом борту.
Дайверы покидают трюм корабля через трещину в носовой части. Нос судна, лежащего напротив рифа на глубине 17 - 18 метров, сохранился хуже. Здесь можно увидеть свободно качающуюся якорную цепь, тогда как сам якорь отброшен далеко от корабля.
На морском дне рядом с судном у правого борта лежат две металлические мачты. Сейчас они богато инкрустированы кораллами, марсовая площадка на одной из мачт сохранилась в прекрасном состоянии. Погружение заканчивается на внешней стороне рифа выше носовой части судна. Здесь находится прекрасный и нетронутый коралловый сад.
El Mina
Местоположение: порт Хургады.
Глубина: 25-30 м.
Видимость: слабая.
Затонул в 1967 году.
El Mina – это советское судно, некогда переданное Египту. История гибели судна противоречива: по одной из версий корабль стоял на якоре и был потоплен израильской авиацией во время египетско-израильского конфликта. По другой версии судно наскочило на одну из своих же мин и затонуло.
El Mina затонуло в 1970 году
непосредственно в порту Хургады на глубине примерно 30 метров. Видимость в этом месте ограничена, так что спуск и подъем производится по специально натянутому канату.
Погружение на El Mina не требует спешки, так как вся возможная для погружения территория этого места составляет только 60 м в длину. По противовоздушным орудиям на борту корабля можно догадаться, что El Mina не была использована для пассажирских перевозок.